История института

Научно-исследовательский институт авиационного оборудования (НИИАО) был создан в 1983 году, когда наметилось существенное отставание технического и эксплуатационного уровня бортового оборудования отечественных пассажирских самолётов от уровня, достигнутого к этому времени за рубежом, где уже тогда началась эксплуатация самолётов В-757, В-767 и А-310 с принципиально новыми цифровыми  пилотажно-навигационными комплексами оборудования. Возникшее отставание необходимо было ликвидировать в кратчайшие сроки, чтобы обеспечить новое поколение отечественных пассажирских самолётов современными цифровыми комплексами пилотажно-навигационного оборудования не уступающими по своим характеристикам   лучшим зарубежным образцам.


Корпус НИИАО

О создании НИИАО было объявлено в приказе Министерства авиационной промышленности № 99 от 24 февраля 1983 г. Эту дату принято считать днём рождения института. В феврале 2015 г. исполняется 32 года со дня его основания.

Основной задачей, поставленной перед НИИАО, было преодоление отставания технического уровня бортового оборудования отечественных пассажирских самолетов от зарубежных аналогов.  

Решая эту задачу коллектив НИИАО в кооперации с предприятиями МАП, МРП, МПСС и МЭП в короткие сроки создал отечественные комплексы самолетного цифрового пилотажно-навигационного оборудования для самолётов КСЦПНО-96-300/204 и ЦПНК-114, Ил-96-300, Ту-204 и Ил-114. Это обеспечило выход российской авионики на уровень международных требований и подготовило коллектив НИИАО и его научно-производственную базу для следующего крупного шага в развитии отечественных бортовых комплексов оборудования пассажирских самолетов.


Кабина самолета Ил-96-300.

Созданные отечественные комплексы самолетного цифрового пилотажно-навигационного оборудования для самолетов Ил-96-300, Ил-114 и Ту-204, непрерывно  совершенствуются и до настоящего времени продолжают успешно эксплуатироваться на этих самолетах.

В 1990 г. ВПК был утвержден план работ по созданию следующего - второго  поколения авионики, и уже в 1993 г., в кооперации с американской фирмой ElliedSignal  институт приступил к разработке интегрированного комплекса бортового оборудования (ИКБО-95), аналога комплекса для Боинг-777, впервые взлетевшего в 1994 г.


Самолет Ил-96-300.

В ИКБО-95 предусмотрено выполнение как современных, так и перспективных международных требований аэронавигации. Основные передовые нововведения: полноцветные индикаторы на ЖК-панелях, спутниковые системы навигации и связи, интеллектуальные многофункциональные пульты управления системами, унифицированные вычислительные модули, системы контроля работы комплекса.

ИКБО-95 и системы, входящие в его состав (все сертифицированы), устанавливаются и успешно эксплуатируются на самолете Бе-200, а также на  самолетах Ту-214, Ту-214СР, Ту-214ПУ, Ту-204-100, Ту-204-120, Ту-204-300, Ил-96-300/400, Ил-114-100 как в России, в том числе в специальном лётном отряде «Россия», обслуживающем первых лиц государства, так и за рубежом.


Кабина самолета Бе-200

В настоящее время в рамках НИОКР «Интегрированный комплекс бортового оборудования на основе интегрированной модульной авионики» «ИКБО ИМА», по заданию АО «КРЭТ», как головного исполнителя НИОКР, НИИАО выступает в качестве интегратора БРЭО, а его соисполнителями являются такие известные предприятия как УКБП, МИЭА, ГРПЗ, «Аэроприбор-Восход», «Техприбор»,  ОАО «Авиаавтоматика», «Измеритель», так же входящее в состав АО «КРЭТ». Кроме этого в состав соисполнителей  по  НИОКР  входят  и  сторонние  организации,  такие как  ВНИИРА,  НПО «Полет», «Контур-НИИРС».


Кабина самолета МС-21

Работа по НИОКР началась в 2011 г., и в основном она была направлена на разработку базовых элементов комплексов бортового оборудования для гражданских самолетов.

Созданы опытные образцы авионики и стенды интеграции, отладки и испытаний комплектующих изделий и систем, разработанные и установленные в НИИАО, на которых проводятся интеграция, отладка, предварительные и межведомственные испытания. Наиболее важным из них является интеграционный стенд НИИАО, позволяющий отрабатывать любую конфигурацию бортового оборудования, от магистральных самолетов до ЛА малой авиации, вертолетов и БПЛА.

В рамках НИОКР за три года НИИАО, в кооперации с партнерами - соисполнителями в числе которых Раменское приборостроительное КБ, Саратовский завод им. Серго Орджоникидзе, создана линейка вычислительных платформ на базе модулей ИМА различного назначения. Это вычислительные модули графического процессора различной производительности, модули авиационных интерфейсов и массовой памяти. Все модули отработаны в единой операционной среде ОС РВ 653. Из данной комбинации модулей может быть собрана практически любая конфигурация вычислительной платформы, для любого заказчика. Кроме того те же модули могут быть использованы в качестве встраиваемых средств в другие функциональные системы. Эта линейка унифицированных приборов позволяет сформировать комплект бортового оборудования для любого типа самолетов, вертолетов и БПЛА.

В 2014 г. прошли предварительные испытания базовых элементов, а сейчас завершаются Межведомственные испытания (МВИ) и ведутся сертификационные испытания.


Интеграционный стенд СМК-ИКБО-ИМА

Первый этап летных испытаний оборудования, разработанного в рамках работ по ИКБО ИМА, должен быть выполнен на летающей лаборатории – самолете Як-40 ФГУП «ПИЦ» в 2015 г., это является необходимым условием для получения одобрения АР МАК.

По заказу ОАО «Газпром» специалистами института был разработан базовый цифровой комплекс бортового оборудования КБО-226 АГ 01 для вертолета Ка-226АГ, который должен решать различные задачи, включая посадку на буровые установки в сложных метеоусловиях днем и ночью.

В настоящее время институтом выполняются работы по системе управления вертолетным оборудованием (СуСОВО) для вертолета Ка-62. Проводится цикл испытаний БРЭО вертолета Ка-226Т для обеспечения выполнения требований по стойкости к воздействию электромагнитных полей высокой интенсивности (HIRF).

Институт выполняет также разработки по системам электроснабжения и противооблединительными системами самолетов, системам управления общесамолетным оборудованием, в том числе направленных на реализацию концепции «полностью электрифицированного самолета».

Осуществляется сопровождение разработок и испытания нового светотехнического оборудования ЛА с использованием светодиодов.

Особое внимание в НИИАО уделяется решению проблемы повышения безопасности полетов. С этой целью специалисты института с участием летчиков проводят на специально созданных стендово-моделирующих комплексах исследования  отработку различных вариантов новых перспективных принципов построения      человеко-машинного интерфейса ЛА, а также комплексов цифровой связи в соответствии с концепцией CNS/ATM.

Другим важнейшим направлением работ, выполняемых институтом, является космическая тематика.


Кабина космического корабля «Союз-ТМА»

Все пилотируемые космические корабли и станции от «Востока» до Международной космической станции (МКС) были оснащены разработанными и изготовленными институтом системами отображения информации и средств ручного управления, а космонавты прошли подготовку в Центре подготовки космонавтов на построенных институтом комплексных тренажерах. Создано новое поколение пультов управления пилотируемыми кораблями «Союз ТМА» с широким применением встроенных вычислителей и ЖК–индикаторов. Для российских модулей МКС изготовлены интегрированные пульты управления для центрального командного поста. Ведутся работы по информационным системам для транспортных и грузовых космических кораблей нового поколения, а также  модернизации и разработке новых космических тренажеров для подготовки космонавтов.


Пульт космонавтов «НЕПТУН-МЭ»

За время своего существования Научно-исследовательский институт авиационного оборудования стал одним из ведущих предприятий авиационно-космической отрасли в области исследований и разработки комплексов бортового оборудования  (КБО) для гражданских самолётов,  вертолётов, пилотируемых космических аппаратов,  тренажёров для тренировки космонавтов, а также средств тренировки экипажей пассажирских самолетов  работы с цифровыми  комплексами бортового оборудования.


Пульт космонавтов «НЕПТУН-МЭ»

В настоящее время НИИАО обладает всем необходимым для решения сложнейших задач, стоящих перед коллективом высококлассных специалистов и учёных, среди которых 12 докторов наук и 24 кандидата технических наук.

В институте имеется современная инфраструктура для проектирования и производства комплексов авионики, включающая в себя:


Тренажер космического корабля «Союз-ТМА»
  • комплексный вычислительный центр, реализующий систему автоматизированного проектирования (САПР);
  • комплекс вычислительных средств, реализующих САПР конструкторской и схемной документации;
  • уникальный стендово - моделирующий комплекс  (СМК), представляющий  собой комплекс технических и программных средств, которые  обеспечивают размещение, подключение и функционирование комплекса оборудования в условиях, в электрическом и функциональном отношениях максимально подобных условиям реального полета по всем своим входным и выходным параметрам. В состав СМК входят также рабочие места экипажа, воспроизводящие реальную кабину самолета и система воспроизведения внешней визуальной обстановки при реальном полете по выбранному маршруту, взлете и посадке с реального аэродрома;
  • аккредитованный центр испытаний на внешние воздействия в соответствии с требованиями НЛГС-3, DO-160C(D) и КТ-160, в том числе на электромагнитную совместимость бортового оборудования ЛА;
  • аккредитованная лаборатория (единственная в отрасли) отработки электрических характеристик антенно-фидерных устройств в натурных условиях на специальных стендах радиополигона НИИАО.
  • завершается создание стендово - моделирующего комплекса в электрокорпусе НИИАО на территории ЛИИ для отработки и сертификации  систем электроснабнажения «полностью электрифицированного» самолета.

Созданная инфраструктура и единая система контроля качества позволяют в полной мере обеспечить на высоком научно-техническом уровне весь цикл разработки, отработки, сертификации, производства и послепродажной поддержки в эксплуатации, создаваемых в НИИАО комплексов авионики.


СМК Ту

НИИАО активно сотрудничает с рядом ведущих зарубежных компаний - производителей авионики: BARCO (Бельгия), Honeywell (США), Rockwell Collins (США) и др. Кроме того НИИАО участвует в деятельности международных организаций различных уровней: ICAO, RTCA (Radio Technical Commission for Aeronautics), EUROCAE (The European Organisation for Civil Aviation Equipment), ARINC (Aeronautical Radio, Inc.).

В RTCA специалисты НИИАО принимают участие в подготовке и совершенствовании ряда регламентирующих документов отрасли.

Основными заказчиками и потребителями результатов деятельности НИИАО являются: ОАО «АК им. С.В.Ильюшина», ОАО «Туполев», ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева», ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева», АО «Ташкентский механический завод» (АО «ТАЗ»), ОАО «Камов», ОАО «ВАСО», ЗАО «Авиастар-СП», КАЗ им. С.П.Горбунова – филиал ОАО «Туполев», ОАО РКК «Энергия» им. С.П. Королёва», ФГБУ «НИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина».


Испытательный стенд контроля и генерации помех

В НИИАО проводится целенаправленная  работа по подготовке студентов вузов для работы в институте. С этой целью заключено двустороннее соглашение о сотрудничестве в области подготовки кадров между НИИАО и Московским авиационным институтом (факультет «Стрела», г. Жуковский). Студенты, желающие работать на предприятии, начиная с третьего курса, зачисляются в штат института. Придя на предприятие, они изучают бизнес-процессы в условиях реального предприятия, проходят процесс адаптации на рабочем месте. Таким образом, к окончанию института  выпускник  готов к решению производственных задач в своей области.

В институте создан Совет молодых специалистов, объединяющий сотрудниковинститута в возрасте до 35 лет. Руководство предприятия уделяет большое внимание вопросам подготовки и закреплению кадров. В институте с 2006 г. проводится ежегодный конкурс на лучшую научно-техническую работу. В соответствии с Положением о конкурсе в нём могут принять участие молодые специалисты института, окончившие высшие учебные заведения, а также студенты-практиканты, работающие в институте.

Можно с уверенностью утверждать,  что, несмотря на перипетии в истории нашего государства, что, конечно, в значительной степени отразилось на работе НИИ авиационного оборудования, коллектив института с оптимизмом смотрит в будущее и продолжает вносить весомый творческий вклад в создание новейших конкурентоспособных отечественных образцов авиационно-космической техники ХХI века в рамках стратегии развития АО «КРЭТ».