Вычислитель системы самолетовождения ВСС-95-1В

ВСС-95-1В  обеспечивает  решение задач самолетовождения магистральных самолетов и самолетов МВЛ в рамках требований к оборудованию RNAV (P-RNAV) (ICAO Doc. 9613-AN/937),  предназначенному для обеспечения полетов в условиях требуемых навигационных характеристик.

ВСС-95-1В предназначен для совместной работы с  цифровым пилотажно-навигационным  оборудованием и самолетными системами.
ВСС-95-1В представляет собой программируемый вычислитель в моноблочном исполнении  со встроенной панелью управления и индикации. База навигационных данных обновляется авиакомпанией-эксплуатантом ВС в соответствии с циклами AIRAC с помощью предоставляемого изготовителем технологического оборудования.

Варианты исполнения изделия:

  • Русскоязычное;
  • Англоязычное;
  • Англоязычная клавиатура с русскоязычной индикацией.

ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ФУНКЦИИ

ВСС-95-1В выполняет следующие основные  функции:

  • непрерывную обработку навигационной информации  и выдачу необходимой информации на индикаторы (ARINC 702 A);
  • формирование и проверку альтернативного плана полета, не оказывая влияния на текущий план полета;
  • формирование и выдерживание линии пути в горизонтальной и вертикальной плоскостях при полете:
  • комплексирование информации автономных и неавтономных средств навигации;
  • выбор конфигурации навигационных средств и режима навигации в зависимости от навигационной обстановки, программы полета и технического состояния аппаратуры;
  • автоматический выбор корректирующих навигационных средств, возможность исключения отдельных навигационных средств из процесса автоматической выборки (при необходимости);
  • выдачу информации о требуемой и действительной точности навигации;
  • определение дальности и направления до любого выбранного экипажем пункта маршрута, аэродрома или любой запрограммированной навигационной точки;
  • загрузку базы навигационных данных;
  • взаимодействие с базой навигационных данных, соответствующей ARINC 424-12 (2 раздела);
  • взаимодействие с базой данных пилота;
  • загрузку и взаимодействие с базой летно-технических данных;
  • загрузку плана полета из базы навигационных данных по идентификатору маршрута или формирование плана полета по идентификаторам  аэродромов вылета и посадки, стандартных маршрутов вылета и прибытия, ППМ или авиатрасс из базы навигационных данных;
  • просмотр и модификацию плана полета во время полета, не оказывая влияния на текущие данные наведения; хранение достаточного объема данных для выполнения действующего плана полета;
  • по стандартному маршруту вылета;

                     - по маршруту;

                    - по стандартному маршруту прибытия;

                    - по схеме захода на посадку и уходу на второй круг (ICAO Doc 8168, RTCA SC-181);

  • построение и выдерживание схемы полета в зоне ожидания, расчет и обеспечение маневра при входе и выходе из зоны ожидания (RTCA DO-236B);
  • обеспечение полета по параллельному маршруту (RTCA DO-236B);
  • обеспечение полета непосредственно до любой точки пути (режим «ПРЯМО НА») (RTCA SC-181);
  • обеспечение автоматического соблюдения очередности прохождения ППМ с учетом предписанных правил разворотов;
  • выбор способа пролета ППМ: с упреждением или с пролетом;
  • обеспечение автоматической настройки радиотехнических систем навигации и посадки по плану полета; возможность ручной настройки РТС;
  • расчет веса самолета и топлива во время полета;
  • прогноз характеристик полета (ARINC 702A);
  • расчет взлетно-посадочных характеристик;
  • расчет времени пролета очередного ППМ, любого ППМ или аэродрома по плану полета;
  • выдачу информации для поддержания режима АЗН-В, АЗН-С (RTCA DO-242A);
  • выдачу информации для реализации концепции CNS/ATM, включая автоматическое зависимое наблюдение ADS (ARINC 622, ARINC 745), обмен данными между диспетчером и пилотом по линии CPDLC (RTCA DO-219), прием и выдачу сообщений для оперативной связи авиакомпаний AOC (ARINC 702A);
  • межмашинный обмен информацией между вычислителями системы самолетовождения;
  • взаимодействие МФПУ с системами комплекса по ARINC 739.

ВСС-95-1В обеспечивает обмен информацией с системами пилотажно-навигационного и самолетного оборудования в соответствии с требованиями ГОСТ 189777-79, РТМ 1495-75 с изм.3, ARINC 429 через собственные устройства ввода-вывода, а также через специальные внешние модули ввода-вывода.

Программное обеспечение ВСС-95-1В сертифицировано в соответствии с КТ-178А, уровень 2 (КТ-178В, уровень В). В качестве операционной системы использована операционная система Vx Works 653 фирмы Wind River.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫЧИСЛИТЕЛЯ

ВСС-95-1В реализован на базе специализированного  вычислителя фирмы BARCO View (Бельгия), который содержит в своем составе следующие подсистемы/модули:

  • модуль обработки данных, построенный на процессоре IBM/Motorola POWER PC 8270  с тактовой частотой 450 МГц;
  • модуль сопряжения, позволяющий соединяться с сопрягаемыми блоками в системе; выбранные программным путем  передатчики  контролируются  специальными приемниками
  •  встроенный подогрев экрана ЖКИ, обеспечивающий работу индикатора  при минусовых температурах;
  • клавиатуру для ручного ввода данных в ВСС.  Кроме знаковых и буквенно-цифровых кнопок, имеется группа специальных кнопок выбора режима, используемых для вывода на индикатор необходимых данных на различных этапах полета. Кнопки,  расположенные справа и слева от экрана, выполняют функцию выбора строки.;
  • полноцветный плоский жидкокристаллический индикатор с размером активной зоны 102 х 75 мм.  Для отображения  информации используется  латинский шрифт,  кириллица и специальные символы восьми предусмотренных цветов;
  • источник электропитания, рассчитанный на работу от двух независимых источников бортового напряжения +27В; 
  • энергонезависимая память служит для хранения навигационных баз данных, параметров летно-технических характеристик   самолета и т.д.; база данных может периодически обновляться с помощью высокоскоростного загрузчика данных. Объем   запоминающего устройства  для  хранения не менее  100 Мб.;

ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ

Электромагнитная совместимость, П8.1.4.1 ЕНЛГ-С:

  •    в части восприимчивости ЭМП по полю  - категория 1Z;
  •    по восприимчивости ЭМП звуковых частот по цепям питания - категория 3Z.
  •    по генерации помех - категория 2Z;

ЭЛЕКТРОПИТАНИЕ

Электропитание ВСС-95-1В осуществляется от двух независимых источников бортовой системы электроснабжения постоянного тока напряжением от 24 до 29.4В (основное и резервное  питание) и   от двух независимых  каналов однофазного переменного тока, напряжением (5,0±0,5)В  400 Гц  для питания цепей подсвета  и (5,5±0,5)В 400 Гц – для питания сигнализаторов.

СПЕЦИФИКАЦИИ

Потребляемая мощность от источника постоянного тока +27В

не более 60Вт

 (140 Вт с учетом подогрева)

Кратковременная рабочая повышенная температура 

+70С

Потребляемая мощность от источника переменного тока  5,0В 400Гц (подсвет кнопок)

не более 0,15 ВА

 Предельная повышенная температура 

+85С

Потребляемая мощность от источника переменного тока  5,5В 400Гц
( подсвет сигнализаторов).

не более  0,17 ВА

Предельная пониженная температура 

минус 55? С

Рабочая повышенная  температура 

+55? С

Габаритные размеры

 ширина – 146мм
 высота –   219мм
 глубина –  203мм 
( глубина 223мм с учетом электрических соединителей)

Рабочая пониженная температура 

минус 20? С

Масса ВСС-95-1В без  ответных   частей   электрических  соединителей

не более 3,4 кг

ВСС-95-1В имеет "Свидетельство о годности комплектующего изделия"  Авиарегистра МАК (СГКИ-034-114- ВСС-95-1В)  и установлен на самолетах Ил-96-300, Бе-200, Ту-214, Ту-204-300, Ту-204-100, Ил-96-400Т, Ил-114-100.

ВСС-95-1В  выпускается серийно.