Новости и события

К 30-летию НИИАО

24 февраля 2013 года исполняется 30 лет со дня образования Научно-исследовательского института авиационного оборудования, организованного на базе филиала ЛИИ им. М.М. Громова и присоединенного к нему специального ОКБ ЛИИ.

Основной задачей, поставленной перед коллективом НИИАО, было преодоление отставания технического уровня бортового оборудования отечественных пассажирских самолетов от зарубежных аналогов.

В короткие сроки, в кооперации с предприятиями МАП, МРП, МПСС и МЭП были созданы первые отечественные комплексы стандартного цифрового пилотажно-навигационного оборудования (КСЦПНО) для нового поколения пассажирских самолетов Ил-96-300 и Ту-204. В 1990-1992 годах комплексы прошли сертификацию и успешно эксплуатируются в настоящее время. Следующей разработкой стал цифровой пилотажно-навигационный комплекс ЦПНК-114, которым оснащен региональный самолет Ил-114.

Создание первого поколения отечественных комплексов цифрового пилотажно-навигационного оборудования обеспечило выход российской авионики на уровень международных требований.

К 2000 году в кооперации с отечественными и зарубежными фирмами был создан интегрированный комплекс бортового оборудования второго поколения ИКБО-95, сертифицированный в 2001 году и под названием АРИА-200 эксплуатируется на самолете-амфибии Бе-200.

При разработке ИКБО-95 была реализована концепция поэтапной модернизации КСЦПНО и ЦПНК с использованием систем, входящих в их состав. Модернизированные комплексы успешно эксплуатируются на самолетах Ил-96-300, Ту-204, Ту-214, Ил-114 и Бе-200 как в России, так и за рубежом, в том числе - в специальном летном отряде «Россия», обслуживающих первых лиц государства.

По заказу ОАО «Газпром» специалистами института был разработан базовый цифровой комплекс бортового оборудования КБО-226 АГ 01 для вертолета КА-226АГ, который должен решать различные задачи, включая посадку на площадки буровых установок в сложных метеоусловиях днем и ночью.

В настоящее время ОАО «НИИАО» в рамках ОКР «ИКБО ИМА» ведет создание перспективного комплекса бортового оборудования третьего поколения, в котором реализуются принципиально новые режимы навигации, регламентированные концепцией CNS/ATM Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Институт выполняет разработки по системам управления общесамолетным оборудованием, в том числе - по реализации концепции «полностью электрифицированного самолета».

НИИАО ведет проектные работы по созданию авионики необслуживаемого бортового оборудования. Использование новейших нанотехнологий, микромодульного и монокристаллического производства в сочетании с прогрессивными программно-аппаратными решениями обеспечит экономическую эффективность создания и применения оборудования, не требующего обслуживания в межрегламентные периоды за счет внутренней управляемой избыточности.

Особое внимание уделяется повышению безопасности полетов. Специалисты института с участием летчиков проводят на специальных стендово-моделирующих комплексах отработку новых перспективных принципов построения человека-машинного интерфейса ЛА, а также комплексов цифровой связи в соответствии с концепцией CNS/ATM.

Другим важнейшим направлением работ, выполняемых институтом, является космическая тематика.

Все пилотируемые космические корабли и станции, от «Востока» до Международной космической станции (МКС), были оснащены разработанными и изготовленными институтом системами отображения информации и средствами ручного управления, а космонавты прошли подготовку на построенных институтом комплексных тренажерах.

В НИИАО создан и функционирует программно-аппаратный комплекс, включающий в себя: локальную вычислительную сеть предприятия; реализованные на базе клиент-серверных технологий системы автоматизированного проектирования и разработки, управления данными об изделии, управления ресурсами предприятия; уникальный стендово-моделирующий комплекс; аккредитованный центр испытаний на внешние воздействия в соответствии с требованиями НЛГС-3 и КТ-160; аккредитованную лабораторию оценки и обеспечения электромагнитной совместимости бортового оборудования ЛА; аккредитованную лабораторию (единственную в отрасли) отработки электрических характеристик антенно-фидерных устройств в натурных условиях на специальных стендах радиополигона НИИАО.

Созданная инфраструктура и единая система контроля качества позволяют в полной мере обеспечить информационную поддержку создаваемых в НИИАО комплексов бортового оборудования на всех этапах жизненного цикла.

Подводя итоги тридцатилетней деятельности коллектива института, можно отметить, что сегодня ОАО «НИИАО» прочно занимает место одной из ведущих организаций авиационно-космической отрасли России.


Вернуться к списку новостей