Новости и события

МАКС 2013

На авиасалоне МАКС-2013 ОАО «НИИАО» будет представлен в павильоне ОАО «Концерн Радиоэлектронные технологии» (павильон D8) действующим макетом-демонстратором кабины модифицированного самолёта Бе-200ЧС и макетом кабины самолета МС-21.

В результате модификации комплекса АРИА-200М самолёта Бе-200ЧС существенно расширены функциональные возможности интегрированного комплекса бортового оборудования (ИКБО) и самолета в целом.

Модифицированы основные системы комплекса АРИА-200М: блок вычислительных систем БВС-3000, блок концентрации сигналов БКС-3000, вычислительная система самолётовождения ВСС-95-1В, многофункциональный индикатор МФИ-ЖК-2, пульт управления режимами ПУР-95М, пульт системы индикации ПСИ-95М, комплексный пульт радиотехнических средств КПРТС-95М-1. В дополнение к обеспечению требований по сертификации в Европе EASA, модифицированные системы имеют меньший вес, габариты, энергопотребление и более высокую надежность.

Комплексная система электронной индикации и сигнализации КСЭИС-200 построена на основе новых индикаторов с расширенным интерфейсом входных и выходных каналов информации, улучшена разрешающая способность индикаторов, усовершенствована структура связей с системами и датчиками с целью повышения отказобезопасности и ситуационной осведомлённости экипажа. Расширено функционирование форматов индикации в части автоматического зависимого наблюдения АЗН-В и отображения вертикального профиля полёта, а также включено курсорное управление режимами отображения. На приборной панели установлен многофункциональный ЖК-индикатор МФИ-ЖК 15? для демонстрации новых форматов индикации и возможности его использования в кабине самолета Бе-200 и новых разработках.

В состав комплекса АРИА-200М введён вычислительный блок картографии, позволяющий формировать динамическое картографическое изображение подстилающей поверхности с указанием текущего местоположения самолёта на карте, а также предусмотрены процедуры управления масштабом карты, отображением слоёв географических объектов, инженерных сооружений, аэронавигационных данных.

В целях улучшения ситуационной осведомлённости при взлёте, заходе на посадку и режимах набора воды в кабине Бе-200ЧС установлен индикатор на лобовом стекле и видеокамера в инфракрасном диапазоне. Пилот имеет возможность в процессе визуального пилотирования через лобовое стекло наблюдать параметры полёта с наложением изображения внешней обстановки от инфракрасной камеры.

Существенным нововведением в информационном управляющем поле кабины станет введение электронного планшета лётчика, который позволяет повысить оперативность поиска информации в полётной документации в электронном виде, расширить функции и сократить сроки предполётной подготовки, а также позволяет получить видеоизображение от камер видеонаблюдения в отсеках самолёта и от внешних камер о состоянии планера, двигателей и механизации.

Модифицированная вычислительная система самолётовождения ВСС-95-1В обеспечивает навигацию, основанную на характеристиках RNP, построение вертикального профиля полёта, использование цифровой связи с диспетчером и с другими воздушными судами.

Ряд предприятий ОАО «Концерн Радиоэлектронные технологии», в том числе ОАО «НИИАО», ОАО «Авиаприбор-холдинг», ОАО «УКБП», ведут разработку интегрированного комплекса бортового оборудования (ИКБО) для перспективного магистрального самолета МС-21. На МАКС-2013 на экспозиции КРЭТ будет представлено информационно-управляющее поле (ИУП) кабины самолета МС-21, при проектировании которого ставилась цель обеспечения повышения эффективности и безопасности полетов, соответствия в полном объеме действующим и перспективным аэронавигационным требованиям ICАО, FAA, EUROCONTROL, включая требования к перспективной системе связи, навигации, наблюдения и организации воздушного движения CNS/ATM, в том числе в части реализации концепции «Free Flight».

ИУП кабины МС-21 создано на основе много экранной широкоформатной системы электронной индикации с применением современной концепции информационного обеспечения членов экипажа о параметрах и режимах полёта, о состоянии самолётных систем и двигателей, о внешней обстановке от систем наблюдения, о режимах работы радиосвязного оборудования и систем навигации и управления.

В состав информационно-управляющего поля макета приборной доски включены пять широкоформатных интеллектуальных индикаторов с диагональю экрана 15", один из них в центре имеет сенсорную панель управления, два экрана 10" портфеля лётчика и два индикатора на лобовом стекле, многофункциональные пульты кнопочного и курсорного управления.

Эффективность закладываемых ключевых технических решений и технологий производства должна соответствовать прогнозируемым уровням, которые могут быть реализованы на зарубежных самолетах к 2025 году, и обеспечивать конкурентоспособность с зарубежными аналогами.

Построение информационно-управляющего поля кабины соответствует основным тенденции его развития:

  • переход от приборного вида пилотажных данных к визуальному представлению информации на широкоформатных экранах МФИ с отображением линии горизонта по всему полю экрана, отображением высотно-скоростных параметры в виде полупрозрачных шкал, что приводит к улучшению ориентировки по крену и тангажу при выполнении манёвров.
  • совмещение визуального вида авиагоризонта с синтезированным трехмерным изображением внешней обстановки, с системой улучшенного видения в инфракрасном диапазоне, с системой РЛС на этапах взлёта и посадки.
  • внедрение индикатора на лобовом стекле в кабинах тяжелых самолётов, позволяющего применить принцип управления по вектору полного движения на этапах взлёта, посадки.
  • внедрение интеллектуального речевого информатора, позволяющего в обработанной форме выдавать звуковые сигналы, освобождая экипаж от выполнения логических операций анализа первичной информации.
  • постепенный переход на курсорное управление при выставке заданных значений параметров, выборе необходимого формата индикации на экране МФИ и масштаба отображения, при управлении электронными контрольными картами и другими режимами.
  • использование экрана МФИ при цифровом обмене в режиме автоматического зависимого наблюдения АЗН-В, а также в качестве электронного портфеля лётчика и экспертной системы.
  • реконфигурация многоэкранной системы индикации и перераспределение функций индикации в целях обеспечения непрерывного отображения высотно-скоростных и угловых параметров движения и параметров силовой установки.

Комплекс БРЭО построен на следующих принципах:

    ·
  • модульной конструкции вычислительных систем с общими распределенными ресурсами в соответствии с требованиями стандарта DO-297, концепция интегрированной модульной авионики - ИМА;
  • разделения ресурсов между приложениями, в том числе различной категории критичности на базе коммерческих операционных систем реального времени (ARINC 653) и прикладных программ (ARINC 661);
  • использования высокоскоростной (до 1Гбит/с) шины данных AFDX в «ядре» авионики (ARINC 664) и современных специализированных интерфейсов для связи с системами и оборудованием самолета CAN-bus (ARINC 825);
  • оптоволоконное графическое сопряжение Fibre Channel (ARINC 818) и видеосигнал (NTSC и PAL) и ARINC 429 для основных полётных данных;
  • аппаратной и функциональной интеграции бортовых вычислительных систем и датчиков информации на основе современных специализированных интерфейсов для связи различных подсистем БРЭО, бортового сервера электронной документации и методов централизованного технического обслуживания самолёта.

Вернуться к списку новостей