Новости и события

Отчёт о МАКС-2013

Прошедший с 27 августа по 1 сентября авиасалон МАКС-2013 стал рекордным как по числу компаний - участников, так и по масштабу международного представительства. В нём приняли участие более тысячи компаний из 43 стран мира.

Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), входящий в государственную корпорацию «Ростех», впервые широко представил на нынешнем авиасалоне МАКС-2013 свою современную и перспективную продукцию в сфере радиоэлектроники военного и гражданского назначения.

Концерн КРЭТ - крупнейший российский центр приборостроения военной и гражданской отраслей промышленности. Основными направлениями деятельности КРЭТ в настоящее время являются работы по созданию средств РЭБ, комплексов БРЭО, систем опознавания, измерительной аппаратуры и др. В настоящее время в КРЭТ входит 97 научно-исследовательских, конструкторских и производственных организаций, расположенных на территории 28 субъектов РФ, число сотрудников - 67 тыс. человек.

Одним из ключевых направлений работ концерна в целом и ряда входящих в него предприятий является создание унифицированного комплекса бортового оборудования на основе интегрированной модульной авионики (ИКБО ИМА). Данные работы выполняются ведущими предприятиями КРЭТ уже в течение нескольких лет в рамках ОКР «Разработка комплекса унифицированных базовых элементов бортового оборудования открытой архитектуры на основе интегрированной модульной авионики с применением отечественного коммутатора шины ARINC-664». В настоящее время изготавливаются опытные образцы БРЭО для перспективного пассажирского ближне-среднемагистрального самолёта МС-21. Опытные образцы должны быть поставлены на стендовые испытания уже во 2-м квартале 2014 г.. В 2014 - 2015 гг. планируется провести наземные и лётные испытания элементов базового комплекса, а серийное производство БРЭО на основе ИМА должно начаться в 2016 - 2017 гг. Благодаря передовым заделам в этом направлении концерну удалось получить право стать головным по данной тематике и поставщиком основных подсистем и программного обеспечения. При этом доля предприятий КРЭТ по аппаратной части составляет 47%, а в сфере подготовки программного обеспечения - 80%.

ОАО «НИИАО» представило на МАКС-2013 информационно-управляющее поле кабины самолёта МС-21.

В настоящее время в НИИАО ведётся разработка и экспериментальные исследования новых перспективных принципов построения информационно-управляющего поля кабин современных самолётов и вертолётов с целью повышения эффективности и безопасности полётов, а также соответствия современным требованиям к авиационным системам.

При разработке новых проектов БРЭО обеспечивается соответствие в полном объеме действующим и перспективным аэронавигационным требованиям ICАО, FAA, EUROCONTROL, включая требования к перспективной системе связи, навигации, наблюдения и организации воздушного движения CNS/ATM, в том числе в части реализации концепции «Free Flight».

В составе экспозиции НИИАО на авиасалоне МАКС-2013 демонстрировался макет приборной доски перспективного магистрального самолет с интегрированным комплексом БРЭО на основе многоэкранной широкоформатной системы электронной индикации с применением современной концепции информационного обеспечения членов экипажа о параметрах и режимах полёта, о состоянии самолётных систем и двигателей, о внешней обстановке от систем наблюдения, о режимах работы радиосвязного оборудования и систем навигации и управления.

В состав информационно-управляющего поля макета приборной доски включены пять широкоформатных интеллектуальных индикаторов с диагональю экрана 15", один из них в центре имеет сенсорную панель управления, два экрана 10" электронных портфелей лётчика и два индикатора на лобовом стекле, многофункциональные пульты кнопочного и курсорного управления.

Эффективность закладываемых ключевых технических решений и технологий производства должна соответствовать прогнозируемым уровням, которые могут быть реализованы на зарубежных самолетах к 2025 году, и обеспечивать конкурентоспособность с зарубежными аналогами.

Построение информационно-управляющего поля кабины соответствует основным тенденциям его развития:

  • переход от приборного вида пилотажных данных к визуальному представлению информации на широкоформатных экранах МФИ с отображением линии горизонта по всему полю экрана, отображением высотно-скоростных параметров в виде полупрозрачных шкал, что приводит к улучшению ориентировки по крену и тангажу при выполнении манёвров;
  • совмещение визуального вида авиагоризонта с синтезированным трехмерным изображением внешней обстановки, с системой улучшенного видения в инфракрасном диапазоне, с системой МНРЛС на этапах взлёта и посадки;
  • внедрение индикатора на лобовом стекле в кабинах тяжелых самолётов, позволяющего применить принцип управления по вектору полного движения на этапах взлёта, посадки;
  • внедрение интеллектуального речевого информатора, позволяющего в обработанной форме выдавать звуковые сигналы, освобождая экипаж от выполнения логических операций анализа первичной информации;
  • постепенный переход на курсорное управление при выставке заданных значений параметров, выборе необходимого формата индикации на экране МФИ и масштаба.

Комплекс БРЭО построен на следующих принципах:

  • модульной конструкции вычислительных систем с общими распределенными ресурсами в соответствии с требованиями стандарта DO-297, концепция интегрированной модульной авионики - ИМА;
  • разделения ресурсов между приложениями в том числе различной категории критичности на базе коммерческих операционных систем реального времени (ARINC 653) и прикладных программ (ARINC 661);
  • использования высокоскоростной (до 1Гбит/с) шины данных AFDX в «ядре» авионики (ARINC 664) и современных специализированных интерфейсов для связи с системами и оборудованием самолета CAN-bus (ARINC 825);
  • оптоволоконное графическое сопряжение Fibre Channel (ARINC 818) и видео сигнал (NTSC и PAL) и ARINC 429 для основных полётных данных;
  • аппаратной и функциональной интеграции бортовых вычислительных систем и датчиков информации на основе современных специализированных интерфейсов для связи различных подсистем БРЭО, бортового сервера электронной документации и методов централизованного технического обслуживания самолёта.

На авиасалоне МАКС-2013 ОАО «Научно-исследовательский институт авиационного оборудования» (НИИАО) представило демонстратор кабины модифицированного многоцелевого самолёта-амфибии Бе-200ЧС. Демонстратор Бе-200ЧС представляет собой макет кабины самолёта с новой функциональностью, отвечающей перспективным тенденциям в эргономике и аэронавигации.

В результате модификации комплекса АРИА-200М самолёта Бе-200ЧС существенно расширены функциональные возможности ИКБО.

Модификации подвергаются следующие системы комплекса АРИА-200М: блок вычислительных систем БВС-3000, блок концентрации сигналов БКС-3000, вычислительная система самолётовождения ВСС-95-1В, многофункциональный индикатор МФИ-ЖК-2, пульт управления режимами ПУР-95М, пульт системы индикации ПСИ-95М, комплексный пульт радиотехнических средств. В дополнение к обеспечению требований по сертификации EASA, модифицированные системы имеют меньший вес, габариты, энергопотребление и более высокую надежность.

Комплексная система электронной индикации и сигнализации КСЭИС-200 построена на основе новых индикаторов с расширенным интерфейсом входных и выходных каналов информации, улучшена разрешающая способность индикаторов, усовершенствована структура связей с системами и датчиками с целью повышения отказобезопасности и ситуационной осведомлённости экипажа. Расширено функционирование форматов индикации в части автоматического зависимого наблюдения АЗН-В и отображения вертикального профиля полёта, а также включено курсорное управление режимами отображения.

В состав комплекса АРИА-200М введён вычислительный блок картографии RN-7, позволяющий формировать динамическое картографическое изображение подстилающей поверхности с указанием текущего местоположения самолёта на карте, а также предусмотрены процедуры управления масштабом карты, отображением слоёв географических объектов, инженерных сооружений, аэронавигационных данных.

В целях улучшения ситуационной осведомлённости при взлёте, заходе на посадку и режимах набора воды в кабине Бе-200ЧС установлен индикатор на лобовом стекле и видео камера в инфракрасном диапазоне. Пилот имеет возможность в процессе визуального пилотирования через лобовое стекло наблюдать параметры полёта с наложением изображения внешней обстановки от инфракрасной камеры.

Существенным нововведением в информационном управляющем поле кабины станет введение электронного планшета лётчика, который позволяет повысить оперативность поиска информации в полётной документации в электронном виде, расширить функции и сократить сроки предполётной подготовки, а также позволяет получить видеоизображение от камер видеонаблюдения в кабине и отсеках самолёта, а также от внешних камер о состоянии планера, двигателей и механизации.

Модифицированная вычислительная система самолётовождения ВСС-95-1В обеспечивает навигацию, основанную на характеристиках RNP, построение вертикального профиля полёта, использование цифровой связи с диспетчером и с другими воздушными судами.

Наряду со штатным оборудованием самолета, выполненном как в виде реальных систем, так и макетов, в составе демонстратора можно видеть:

  • Широкоформатный монитор TX-338 15", предназначенный для отображения навигационной и картографической информации от вычислительного блока картографии RN-7,
  • Два многофункциональных индикатора MFD-2068 6" х 8" с улучшенными характеристиками, такими как разрешающая способность 768 х 1024 и расширенный интерфейс (два других индикатора 6" х 8" представляют собой имитаторы с компьютерным подыгрышем),
  • Индикатор на лобовом стекле RIGS (SAAB, Швеция), предназначенный для отображения символьной навигационно-пилотажной и специальной информации на фоне закабинной обстановки. Использование ИЛС позволяет в значительной степени снизить вероятность информационной перегрузки пилота, вынужденного следить одновременно как за окружающим пространством, так и за показаниями многочисленных приборов.
  • Комплексный пульт радиотехнических систем SCMS (SAAB, Швеция), используемый для управления и оперативной настройки радиотехнических средств навигации, посадки и связи в ручном режиме, а также для приема, обработки и передачи сигналов управления от ВСС, имеет повышенную функциональность и эргономичность по сравнению с существующим пультом, а также лучшие показатели по весу, размеру, потреблению и надежности.
  • Электронный планшет летчика NEXIS EFB (Astronautics, США) характеризуется сертифицированной по нормам FAA аппаратной и программной частями и предложением легкоинтегрируемых для конечного пользователя выбранных им приложений. В дополнение, NEXIS EFB обеспечивают открытую системную архитектуру, которая включает улучшенную функциональность, такую как приложения системы ситуационной осведомленности, поддерживающие сертифицированные программы. Основываясь на проверенной системе обеспечения высокого качества и надежности продукции, Astronautics дает своим заказчикам преимущество перед конкурентами, которое необходимо в условиях сегодняшнего глобального рынка.
  • Сенсорный экран - имитатор верхнепотолочного пульта, демонстрирующий принципы интеллектуализации управления различными группами общесамолетного оборудования.
  • Имитаторы пультов-вычислителей системы самолетовождения.
  • Видеокамеры наблюдения за обстановкой в кабине экипажа.

В разделе экспозиции КРЭТ «Перспективные обучающие системы» ОАО «НИИАО» были представлены:

  • электронный учебник-тренажер бортовых систем, в т.ч. ВСС-95-10 и КПРТС-95М-1;
  • интерактивная работа с фрагментами электронного планшета летчика EFB самолета Бе-200.


Вернуться к списку новостей