Новости и события

80-летие со дня основания Центрального конструкторского бюро

Временный Генеральный директор ОАО «НИИАО» Александр Владимирович Воробьев и Директор научного центра системного проектирования и разработки программных, программно-аппаратных комплексов и систем Владимир Алексеевич Власов приняли участие в торжественных мероприятиях, посвященных 80-летию со дня основания Центрального конструкторского бюро морского самолетостроения (ЦКБМС) в г. Таганрог.

1 октября 1934 г. при авиационном заводе №31 в г. Таганроге было организовано Центральное конструкторское бюро морского самолетостроения. Возглавил его Георгий Михайлович Бериев, назначенный главным конструктором. Направлением деятельности конструкторского бюро стало создание морских самолетов.

Со дня основания коллективом ТАНТК им. Г.М. Бериева создано более 30 типов летательных аппаратов различного назначения, из которых 14 строились серийно. На гидросамолетах и самолетах-амфибиях, созданных в разные годы ТАНТК, установлено 288 мировых авиационных рекордов.

Созданные в предвоенные годы морской ближний разведчик МБР-2, корабельные гидросамолеты КОР-1 (Бе-2) и КОР-2 (Бе-4) находились на вооружении ВМФ и успешно применялись в Великой Отечественной войне.

В 40-е - 60-е гг. для охраны морских рубежей были разработаны всемирно известные гидросамолеты: летающая лодка Бе-6, реактивный гидросамолет Бе-10 и самый большой по тому времени самолет-амфибия Бе-12. Эти машины длительное время находились на вооружении, имели высокие летно-технические и мореходные характеристики, подтвержденные десятками мировых рекордов. В 1968 г. был создан самолет для местных воздушных линий Бе-30 (Бе-32).

В 70-е - 80-е годы основное место в деятельности предприятие занимает сухопутная тематика. В этот период в серийное производство пошел самолет-ретранслятор Ту-142МР. Был создан самолет радиолокационного дозора и наведения (РЛДН) А-50 с радиотехническим комплексом «Шмель». Предприятие принимало участие в создании многоразового космического корабля «Буран». Кроме того, в этот период на предприятии было был создан экспериментальный самолет-амфибия вертикального взлета и посадки ВВА-14 по проекту Р.Л. Бартини.

В 1980 г. вышло решение Правительства на разработку реактивного самолета-амфибии А-40 «Альбатрос». В 1986 г. A-40 совершил свой первый полет. А-40 «Альбатрос» стал самой большой реактивной амфибией в мире с уникальными летно-техническими и мореходными характеристиками. Он стал базовым для создания различных модификаций.

В 1998 г. совершил первый полет многоцелевой самолет-амфибия нового поколения Бе-200., серийное производство и продажи которого, в настоящее время являются одним из приоритетных направлений деятельности ТАНТК им. Г.М. Бериева.

В мае 2011 г. заключен государственный контракт на поставку МЧС в 2013-2014 гг. еще шести новых Бе-200ЧС. Кроме поставок самолетов-амфибий МЧС в 2012 году подписан контракт на поставку шести самолетов-амфибий семейства Бе-200 Министерству обороны России.

ТАНТК ведет работы по расширению портфеля заказов и географии поставок. При этом важным конкурентным преимуществом Бе-200ЧС является, тот факт, что российская машина уже прошла процедуры сертификации.

С 1990 г. на ТАНТК им. Г.М. Бериева ведется разработка легкого многоцелевого самолета амфибии Бе-103. Амфибия сертифицирована по АП-23 (Россия) и FAR-23 (США), а также по нормам Бразилии, Китая и Европы. Исследуется облик перспективных самолетов-амфибий Бе-112, Бе-114 и Бе-101.

Кроме работ в области гидроавиастроения, создание специальных авиационных комплексов различного назначения, являются важным и традиционным направлением деятельности ТАНТК им. Г.М. Бериева. Приоритетными являются работы по созданию современных систем радиолокационного дозора и наведения.

В 2011 г. выполнен международный контракт заключенный ФГУП «Рособоронэкспорт» между Россией, Индией и Израилем по созданию трех самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления для индийских ВВС. Данный авиационный комплекс создавался в результате сложной и многоуровневой международной кооперации между израильской фирмой ELTA/IAI и российскими предприятиями.

Продолжается совершенствование комплекса А-50 состоящего на вооружении Российских ВВС. Ведутся работы по модернизации самолетов А-50 российских ВВС в вариант А-50У, а также по разработке авиационного комплекса ДРЛО нового поколения.

Сегодня ТАНТК им. Г.М. Бериева в рамках Объединенной авиастроительной корпорации, одно из крупных и современных авиастроительных заводов России, а уникальная отечественная конструкторская школа, заняла в настоящее время ведущее место в мире в создании гидросамолетов и самолетов-амфибий.

Торжественные мероприятия, посвященные 80-летию со дня основания ЦКБ МС, прошли в Таганроге 3 и 4 октября. В торжествах принял участие Президент Объединенной авиастроительной корпорации М.А. Погосян, представители Правительства Ростовской области и Администрации Таганрога, почетные гости.

На территории предприятия был торжественно открыт самолет-памятник Бе-12, а сразу после этого, в актовом зале ТАНТК прошла демонстрация фильма об истории ЦКБМС и торжественное собрание коллектива предприятия.

Но на этом праздничные мероприятия не закончились. 4 октября на Пушкинской набережной Таганрога для всех жителей города прошел концерт Государственного академического ансамбля песни и пляски донских казаков, а затем состоялись демонстрационные полеты самолетов-амфибий ТАНТК Бе-200 и Бе-103, а так же и пилотажной группы "Русь" на реактивных самолетах Л-39.

Сразу же после пролёта над Пушкинской набережной самолёт Бе-200ЧС вернулся к основной деятельности и выполнил очередной сертификационный полёт с модернизированным пилотажно- навигационным оборудованием разработки и производства ОАО НИИАО.


Вернуться к списку новостей