Новости и события

На совещании в НИИАО приборостроители одобрили итоги четырехлетних научных и опытно-конструкторских работ по теме НИОКР «ИКБО ИМА»

10 февраля в НИИАО прошло представительное совещание: «Выполнение  работ по Государственному контракту по теме НИОКР «ИКБО ИМА Сертификация»  и мероприятий по программе импортозамещения». Совещание явилось большим событием для авиационных приборостроителей страны. На нем были рассмотрены и обсуждены результаты четырехлетней работы по теме НИОКР «ИКБО ИМА», подведены итоги и приняты решения, определяющие дальнейшее развитие отрасли. В отечественном приборостроении не было НИОКР, подобного «ИКБО ИМА», ни по вложенным средствам — около 8 млрд. руб., ни по масштабу поставленных задач, ни по составу участников.

В 2011 году приборостроителям удалось добиться внесения изменения в Федеральную целевую программу «Развитие гражданской авиации до 2015 года», по которому авиаприборостроение было выделено в отдельную строку госбюджета. С 2011 г. по госконтракту с Минпромторгом РФ предприятия  авиаприборостроительной отрасли страны начали выполнять НИОКР «ИКБО ИМА». Головным исполнителем стал АО «КРЭТ», АО «НИИАО» выступает в качестве интегратора БРЭО, его соисполнителями являются, так  же входящее в состав АО «КРЭТ», такие известные предприятия как УКБП (индикация, пульты, СВС, СБКВ, СУОСО), МИЭА (вычислительные платформы систем управления, функция самолетовождения и бесплатформенные инерциальные навигационные системы), «Аэроприбор-Восход» (системы измерения высотно-скоростных параметров), «Техприбор» (датчики топливной автоматики), курское ОАО «Прибор» (вертолетные системы контроля и регистрации полетных параметров), «Измеритель» (самолетные системы контроля и регистрации). Кроме этого в состав соисполнителей по НИОКР входят ВНИИРА (системы навигации и наблюдения), НПО «Полет» (системы радиосвязи), «Контур-НИИРС» (метеонавигационный радар) и многие другие.

На встрече со СМИ, характеризуя значение программы «ИКБО ИМА», Гиви Джанджгава, заместитель Генерального директора АО «КРЭТ» по НИОКР бортового оборудования - Генеральный конструктор, сказал: «Качественный шаг этой разработки состоит в модульности и открытости, а созданная линейка унифицированных приборов позволяет сформировать комплект бортового оборудования для любого типа самолетов и вертолетов. Сегодняшнее совещание — это неординарное событие, тем более сейчас, когда мало кто что делает, а больше переваривает ранее сделанное. Мы представляем новые вещи, и если у нас все получится, то мы будет готовы распространить их на другие виды летательных аппаратов».

Генеральный директор - Генеральный конструктор АО «НИИАО» Александр Воробьёв назвал НИОКР «ИКБО ИМА» «опережающей разработкой образцов интегрированной модульной авионики для линейки бортов региональных и магистральных самолетов, транспортной и малой авиации, а также вертолетов. Из разработанных модулей в дальнейшем можно будет формировать состав бортового оборудования для любого типа самолетов». По словам Александра Владимировича, процесс выполнения НИОКР был разбит на этапы:

 - 2011г. - разработка эскизно-технического проекта унифицированных базовых элементов ИКБО перспективных самолетов и вертолетов.

 - 2912 г. - Разработка РКД на унифицированные базовые элементы (комплектующие изделия (КИ) и системы) ИКБО.

 - 2013 г. - изготовление опытных образцов унифицированных базовых КИ и систем интегрированных комплексов БРЭО, стендов, и КПА для проведения испытаний.

 - 2014 - 2015 Г.Г. - Проведение межведомственных и квалификационных испытаний, сертификация (квалификация) базовых КИ и систем интегрированных комплексов БРЭО.

Отвечая на вопрос корреспондента ЖВ о том, были ли выдержаны сроки выполнения этапов, Александр Воробьёв ответил: «У нас был очень жесткий режим, мы не имели права сорвать сроки». По его словам, контракт заключался на год, по завершению которого следовало отчитаться за сделанное. Только последний этап -  сертификация — был заключен на два года. Институту никто ничего не переносил, его жестко контролировали. В свою очередь НИИАО так же жестко контролировал смежников. Напряженная работа принесла плоды, которые демонстрируются участникам совещания.

На совещании также выступали: Первый заместитель Генерального директора – Главный конструктор КБО ООО «ОАК-ЦК» Герасимов А.А. и Заместитель директора ОСЦБО, начальник отдела филиала «НИИ Аэронавигация», ФГУП ГосНИИ ГА  Сухоруков В.А.

В работе совещания, помимо руководителей перечисленных выше предприятий-соисполнителей НИОКР, участвовали представители организаций, которые финансировали и задавали работу, а также представители возможных заказчиков бортового оборудования: Минпромторга, Госкорпорации «Ростех», НП «Союза авиастроителей», ОАО «Корпорации «Иркут», ООО «ОАК-Центр комплексирования», Филиала «НИИ Аэронавигации» ГОСНИИ ГА.

Александр Евгенов, заместитель Генерального директора АО «НИИАО» - Главный конструктор по авиационной тематике, выступавший на совещании в качестве основного докладчика, говорил о концепции интегрированной  модульной авионики (ИМА), которая «заключается в том, что создана и сертифицируется  унифицированная вычислительная платформа с ОС реального времени, обеспечивающей интеграцию и обособление различных программных приложений – функциональных модулей ПО, а также набор унифицированных открытых интерфейсов типа  ARINC 429, ARINC 664, ARINC 825, легко воспринимаемые любыми приложениями».

По словам Евгенова, «в НИИАО за три года в рамках НИОКР в кооперации с партнерами - соисполнителями, в числе которых были Раменское приборостроительное КБ и Саратовский завод им. Серго Орджиникидзе, создана линейка вычислительных платформ на базе модулей и мезонинов ИМА различного назначения. Это вычислительные модули, мезонины графического процессора различной производительности, модули и мезонины авиационных интерфейсов и массовой памяти. Все модули и мезонины отработаны в единой операционной среде ОС РВ 653. Из данной комбинации модулей и мезонинов может быть собрана практически любая конфигурация вычислительной платформы, для любого заказчика. Кроме того, те же модули могут быть использованы в качестве встраиваемых средств в другие функциональные системы. Сегодня, на интеграционном стенде НИИАО отрабатываются  более 5 модификаций систем ИМА, построенных на базе данных модулей и мезонинов».

Большую часть времени участники совещания провели за осмотром опытных образцов авионики и стендов интеграции, отладки и испытаний комплектующих изделий и систем, созданных и установленных в НИИАО, на которых проводятся интеграция, отладка, предварительные и межведомственные испытания. Наиболее важным из них является интеграционный стенд НИИАО, позволяющий отрабатывать любую конфигурацию бортового оборудования, от магистральных самолетов до ЛА малой авиации и вертолетов. Были представлены опытные образцы системы авионики и комплектующих изделий, созданных в результате выполнения ОКР «ИКБО ИМА» предприятиями – разработчиками: АО «НИИАО», ОАО «МИЭА», ОАО «РПКБ»,ОАО «УКБП»,ОАО «НПП «Полет», ОАО «СЭЗ», ООО СКТБ «СКиТ», ЗАО «КБ НАВИС», ООО «Нита», ОАО «Азимут», ОАО «Измеритель», ПАО «Техприбор», ОАО «ГРПЗ», ОАО «Авиаавтоматика» им. В.В. Тарасова», ООО «Контур-НИИРС», ОАО «Аэроприбор-Восход», ОАО «БАНС».

Руководители НИИАО говорили о необходимости проведении летных испытаний оборудования, разработанного в рамках работ по ИКБО ИМА. Летные испытания должны быть выполнены в 2015 г., они являются необходимым условием для получения одобрения АР МАК. Руководством АО «КРЭТ» оформлены соглашения с руководством фирм ОАО «Туполев» и ОАО «ТАНТ им. Г.М. Бериева» об использовании опытных самолетов Ту-214 и Бе-200ЧС для проведения летных испытаний нового оборудования. По словам Александра Воробьева, Ту-214 пока занят и не так скоро освободится, а в Таганроге готовы предоставить Бе-200ЧС сейчас.

Итогом работы совещания стало решение:

  1. Одобрить результаты и ход  выполнения работ по Государственному контракту по теме НИОКР «ИКБО ИМА Сертификация».
  2. Отметить высокий технический уровень разрабатываемого в рамках НИОКР оборудования предприятиями разработчиками – соисполнителями АО «КРЭТ» по Государственному контракту.
  3. Продолжить выполнение мероприятий по импортозамещению.

В числе конкретных предложений п.3 следует отметить предложения, связанные с продвижением отечественного бортового оборудования на самолет МС-21:

«Завершение согласования с ООО «ОАК-ЦК» и ОАО «Корпорация Иркут» ТЗ на оборудование, предлагаемое к установке на самолет МС-21  по программе импортозамещения».

«Совместно с ООО «ОАК-ЦК» и ОАО «Корпорацией Иркут» разработать и согласовать план-график разработки и интеграции оборудования в полностью отечественном комплексе БРЭО МС-21».

«Рекомендовать ОАО «ОАК» совместно с ГК «Ростех» (АО «КРЭТ», АО «Авиационное оборудование») подготовить и направить в Минпромторг  РФ предложения по созданию варианта исполнения самолета МС-21 с отечественным комплексом БРЭО».

Решение завершается важным пунктом: «Рассмотреть предложения по использованию отечественного комплекса БРЭО в перспективных проектах».

автор Анатолий Смирнов, материал газеты Жуковские вести


Вернуться к списку новостей