Новости и события

АО "КРЭТ" провело в НИИАО совещание о выполнении работ по теме НИОКР «ИКБО ИМА»

В  Научно-исследовательском институте авиационного оборудования АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» ознакомил создателей вертолетов с возможностями интегрированной  модульной авионики.

27 мая руководство АО «Концерн радиоэлектронных технологий» (КРЭТ) провело в НИИ авиационного оборудования совещание о выполнении работ по теме НИОКР «ИКБО ИМА» в интересах вертолетных программ, в котором участвовали руководители организаций и фирм, создающих отечественные вертолеты.  Александр Воробьев, Генеральный директор — Генеральный конструктор АО «НИИАО», сообщил, что настоящее совещание является продолжением работ по внедрению оборудования, разрабатываемого в рамках НИОКР по теме «Интегрированный комплекс бортового оборудования на основе интегрированной модульной авионике (ИКБО ИМА) для вертолетных программ.

В феврале этого года здесь же были представлены итоги работы по НИОКР «ИКБО ИМА» для самолетных программ.  Задачей НИОКР является создание целой линейки комплексов бортового оборудования различной конфигурации для  магистральных самолетов, самолетов авиации общего назначения,  вертолетов и беспилотников. Тогда участниками совещания были, в основном, представители самолетостроительных предприятий, а теперь с результатами НИОКР, с возможностями интегрированной модульной авионики  ознакомятся разработчики вертолетов.  В совещании участвовали руководители и представители  – ОАО «Вертолеты России», ОАО «Камов», ОАО «ЛИИ», ФГУП «ГосНИИАС»  и фирм, участвующих по кооперации в НИОКР «ИКБО ИМА» совместно с НИИАО. «Мы хотим показать степень готовности созданной аппаратуры, сказал Александр Воробьев, - продемонстрировать ее возможности, а также рассказать, что можем предложить на модернизируемые и на вновь разрабатываемые воздушные суда. Участникам совещания будут показаны образцы авионики, прошедшие испытания. В этом году будут завершены межведомственные и начаты летные испытания. Для этого в рамках НИОКР выделена летающая лаборатория — самолет Як-40 ФГУП «ПИЦ».

Открывая совещание, заместитель  Генерального директора АО «КРЭТ»  по НИОКР бортового оборудования - Генеральный конструктор  Гиви Джанджгава, сказал:

 В начале мы работали над созданием линейки комплексов БРЭО для самолетов, потом расширили ее и для вертолетов, используя подход унификации, экономя, тем самым, время и деньги. Мы просим, чтобы вы посмотрели и оценили, насколько возможно применить предлагаемое оборудование для вертолетной техники сейчас или в обозримой перспективе, как комплексов в целом, так и отдельных приборов. Нам нужно объединить усилия самолетчиков и вертолетчиков, чтобы за сравнительно небольшие средства и в короткие сроки провести сертификацию нашего оборудования, с его последующим внедрением на вновь разрабатываемые и модернизируемые воздушные суда.

 С коротким, емким докладом на совещании выступил Александр Евгенов, зам. Генерального директора НИИАО - Главный конструктор по авиационной тематике. В докладе говорилось, что работа по НИОКР началась в 2011 г., и в основном она была направлена на разработку базовых элементов комплексов бортового оборудования для гражданских самолетов. В 2011-12 г.г.  были разработаны эскизно-технические проекты на базовые элементы, в 2013 г. они были изготовлены, в 2014 г. прошли предварительные испытания, а сейчас завершаются Межведомственные испытания (МВИ) и ведутся сертификационные.

По словам докладчика, первоначально создавались самолетные изделия, а потом была запущена линейка дополнительного оборудования, ориентированного в большей степени на вертолетную тематику. При разработке оборудования закладывались все требования и функциональные возможности, которые соответствуют сегодняшним и перспективным требованиям мирового уровня авионики. Для повышения рыночной привлекательности изделий мы пошли по пути возможного импортозамещения изделий (ряд самолетов и вертолетов  оборудован импортной авионикой - Суперджет на 99%, МС-21 на 50%)  не ухудшая габариты, вес, функциональные характеристики и, самое главное, стоимостные характеристики, что наиболее сложно. Созданные базовые элементы легко могут быть модифицированы и доработаны под любые другие объекты. Функциональные модули ПО разработаны как автономные компоненты, и они могут быть интегрированы на любую вычислительную  платформу самолета или вертолета, и адаптированы под конкретные требования заказчика. Докладчик обратил внимание, что показываемые сегодня образцы, - не макетные или экспериментальные, а уже опытные изделия, прошедшие и проходящие ПИ, квалификацию, которые в этом году должны выйти на уровень получения одобрения авиационного регистра. Это реальные системы, которые могут устанавливаться на борт. Обращаясь к разработчикам вертолетов, Евгенов сказал, что чем более полно они заложат свои требования к оборудованию, тем легче будет им с точки зрения и финансирования, и планирования. «Так, за 5 лет работы по НИОКР не было больших отставаний от того графика, который был согласован в начале работы, в 2011 г.»

«Цель сегодняшней встречи, - завершая выступление, сказал он, -  рассказать, что мы делаем, а на стендах, на реальном железе показать состояние, где мы находимся, чтобы вы своими глазами увидели, как это можно применять и, при необходимости, адаптировать, интегрировать для дальнейшего использования в текущих, а самое главное в перспективных проектах».

Основную часть времени участники совещания провели в зале, где им демонстрировались опытные образцы авионики и стенды отладки и испытаний комплектующих изделий и систем. Наиболее важным из них является интеграционный стенд АО «НИИАО», позволяющий отрабатывать любую конфигурацию бортового оборудования, от магистральных самолетов до вертолетов и ЛА малой авиации. Участникам были представлены опытные образцы систем авионики и комплектующих изделий, созданных в результате выполнения НИОКР «ИКБО ИМА» предприятиями – разработчиками: АО «НИИАО», ОАО «МИЭА», ОАО «РПКБ», ОАО «УКБП», ОАО «НПП «Полет», ОАО «СЭЗ» им. С. Орджоникидзе», ОАО «Измеритель», ОАО «Авиаавтоматика» им. В.В. Тарасова», ООО «Контур-НИИРС», ОАО «БАНС», ЗАО «КБ НАВИС», ООО «НИТА», ОАО «Азимут», ООО СКТБ «СКиТ».

В обсуждении увиденного и услышанного приняли участие: Джанджгава Г.И., Воробьёв А.В., Евгенов А.В., Лыткин П.Д. – руководитель программ по БРЭО  ОАО «Вертолеты России»; Вагин А.Ю. – Главный конструктор ОАО «Камов»; Субботин В.Ю. – Главный конструктор  ОАО «Камов»; Чуянов Г.А. – начальник отделения ФГУП «ГосНИИАС» ГНЦ; Кожурин В.Р. – заместитель начальника ЛИИ ЦС.атолий Смирнов

Осмотр участниками совещания результатов выполненных работ по ИКБО ИМА 

 Ознакомление участников совещания с интеграционным стендом ИКБО ИМА  АО «НИИАО»


Вернуться к списку новостей