Новости и события

От гражданских авиалайнеров и вертолетов до космических кораблей

Новейшие разработки НИИ АО облегчают работу летчикам и космонавтам и повышают безопасность полетов.

Воробьев А.В.
Генеральный директор - Генеральный конструктор,
Доктор технических наук наук
 

Воробьев А.В.
Первая половина 1980-х гг. Мировое авиастроение переживает очередной качественный рывок вперед. С предприятий американского концерна «Боинг» и недавно созданного европейского консорциума «Эрбас», объединившего ведущих разработчиков и производителей авиационной техники Западной Европы, в авиакомпании поступают без преувеличения революционные авиалайнеры, ставшие легендами: Boeing 757, Boeing 767 и «аэробус» А310.

Отечественная авиационная промышленность оказалась не готова к соперничеству в таких условиях – налицо было серьезное отставание технического и эксплуатационного уровня бортового оборудования пассажирских самолетов от западных аналогов. Задачу преодоления отставания в данной области и создания для отечественных авиалайнеров нового поколения систем – цифровых комплексов пилотажно-навигационного оборудования – была поручена созданному в 1983 г. Научно-исследовательскому институту авиационного оборудования (НИИ АО).

Решение оказалось правильным: в сжатые сроки проблема была решена – на борту новейших отечественных авиалайнеров появились современные, на уровне лучших мировых образцов комплексы самолетного цифрового пилотажно-навигационного оборудования КСЦПНО-96-300/204 и ЦПНК-114.

Новое поколение

Достигнутый в области создания авионики успех было решено развивать – даже, несмотря на непростую ситуацию, в которой в начале 1990-х гг. оказалась страна и ее авиационная промышленность. В 1990 г. Военно-промышленная комиссия утверждает план работ по созданию авионики второго поколения - интегрированного комплекса бортового оборудования ИКБО-95, а в 1993 г. специалисты НИИАО, совместно с американскими коллегами, приступил к разработке комплекса авионики АРИА-200, на основе концепции ИКБО – уникальной для отечественного рынка системы, в целом аналогичной тому комплексу, что был применен на борту новейшего авиалайнера Boeing 777.

Высокий уровень технологической новизны и мировой уровень новой разработки позволил сертифицировать комплекс АРИА-200 в составе новейшего самолета-амфибии Бе-200ЧС как в России (АР МАК), так и в Европе (EASA). В нем предусмотрено выполнение как современных, так и перспективных международных требований аэронавигации. Основные передовые нововведения комплекса АРИА-200: полноцветные индикаторы на ЖК-панелях, спутниковые системы навигации и связи, интеллектуальные многофункциональные пульты управления системами, унифицированные вычислительные модули, системы контроля работы комплекса. Начиная с 2001 г. комплекс успешно эксплуатируется  на самолетах Бе-200ЧС, а его модификации и отдельные системы на самолетах  Ил-114-100, Ил-96-300/400, Ту-204-100/300, Ту-214. В течение этого периода постоянно совершенствовались системы комплекса, внедрялись новые функциональные задачи, обеспечивая соответствие вновь вводимым международным требованиям. В 2015 году, специалисты института завершили работы по существенной модернизации комплекса БРЭО, установленного на Бе-200ЧС.

Успех, достигнутый специалистами НИИ АО, позволил им приступить к реализации еще более амбициозного проекта, результаты реализации которого позволят российской промышленности занять одно из ведущих мест на мировом рынке авиационного приборного оборудования.

Интегрированный подход

Этап опытно-конструкторских работ (ОКР) по новой теме – создание нового поколения комплексов бортового оборудования для гражданских самолетов на основе концепции интегрированной модульной авионики (ИМА)  – начался в НИИ АО в 2011 г. Этой работе предшествовали научно-исследовательские работы (НИР) по теме интегрированной модульной авионики, проводимые предприятиями отрасли по Государственному контракту с Минпромторгом РФ под руководством ФГУП «ГосНИИАС».  В продолжение НИР было решено применить на практике новую концепцию – разработать линейку систем ИМА, представляющих собой унифицированные вычислительные платформы с операционной системой, готовые к адаптации к различным типам самолетов, в комбинации (интеграции) с дополнительными аппаратными и программными компонентами ИМА.

В новой работе речь шла о создании базовых элементов нового комплекса бортового оборудования для гражданских самолетов, получившего название Интегрированный комплекс бортового оборудования на основе интегрированной модульной авионики (ИКБО ИМА).  В качестве головного исполнителя ОКР выступает вновь созданная холдинговая компания «Концерн Авиаприборостроение», а  НИИАО выполняет функции соисполнителя ОКР по ряду направлений, а также общего  технического руководства. Другими соисполнителями ОКР являются такие известные предприятия как УКБП, МИЭА, ГРПЗ, «Аэроприбор-Восход», «Техприбор», Курское ОАО «Прибор», «Измеритель», входящие в состав холдинговой структуры, а также ВНИИРА, НПО «Полет», «Контур-НИИРС» и др.

В период 2011-12 гг. при участии НИИАО и других соисполнителей были разработаны эскизно-технические проекты на базовые элементы – компоненты и системы ИМА, в 2013 г. они были изготовлены, в 2014 г. – прошли предварительные испытания, а в настоящее время уже завершаются их межведомственные испытания и квалификационные испытания. В 2014-2015 годах работы по теме «ИКБО ИМА Сертификация» проходит при головной роли холдинговой структуры Открытое акционерное общество «Концерн радиоэлектронные технологии» (в настоящее время АО «КРЭТ»), в состав которого входят все ведущие соисполнители работы, включая НИИАО.

Первоначально в рамках данной программы создавались самолетные изделия, однако затем, основываясь на полученном опыте и оценке перспективного рынка для новых изделий, было принято решение о запуске линейки дополнительного оборудования, ориентированного в большей степени на вертолетную тематику. При этом при разработке оборудования нового поколения закладывались все требования и функциональные возможности, которые соответствуют существующим и перспективным требованиям мирового уровня авионики.

Созданные в рамках НИОКР базовые элементы легко могут быть адаптированы   под любые объекты в соответствии с  требованиями заказчиков. Функциональные модули ПО, разработанные как автономные компоненты ИМА, могут быть интегрированы на любую вычислительную платформу самолета или вертолета, соответствующую правилам ИМА. Для повышения технологической независимости и рыночной привлекательности в современных условиях секторальных санкций, специалисты института в настоящее время прорабатывают возможность импортозамещения на уровне ЭКБ в разработанных изделиях, без  ухудшения их габаритов, весов, функциональных характеристик и, самое главное, стоимостных характеристик, что наиболее сложно.

В целях демонстрации достигнутых успехов в рамках работы над новой амбициозной программой 10 февраля 2015 г. на специальном совещании в НИИАО были представлены итоги работы предприятий холдинга по теме НИОКР «ИКБО ИМА» для самолетных программ, а 27 мая - проведено совещание по вопросу выполнения работ в интересах отечественных вертолетных программ.

В рамках мероприятия присутствовавшим специалистам были продемонстрированы действующие опытные образцы авионики, которые на тот момент уже успешно прошли, либо же находились на стадии проведения межведомственных и квалификационных испытаний. Кроме того, специалисты института не без гордости продемонстрировали собравшимся ведущим специалистам отрасли уникальные стенды отладки и испытаний комплектующих изделий и систем, использующихся в НИИАО. Наиболее важным из них является интеграционный стенд института, который позволяет отрабатывать любую конфигурацию бортового оборудования, разрабатываемого для различных носителей – от магистральных самолетов до вертолетов и летательных аппаратов малой авиации.

Мы хотим показать степень готовности созданной аппаратуры, продемонстрировать ее возможности, а также рассказать, что можем предложить на модернизируемые и на вновь разрабатываемые воздушные суда. В этом году будут завершены межведомственные и начаты летные испытания. Для этого в рамках НИОКР выделена летающая лаборатория – самолет Як-40 ФГУП «ПИЦ».

Запущенная в 2011 г. программа «ИКБО ИМА» это первая программа, которая реально продвинула бортовое оборудование на современный уровень. И сегодня, когда сделаны опытные образцы, проведены испытания и мы переходим к сертификации – это очень интересно, тем более что у программы было много скептиков.

На сегодня АО «КРЭТ» имеет подписанное в 2014 г. с ОАК решение, предусматривающее установку ряда систем из линейки ИКБО ИМА на борт перспективного российского авиалайнера МС-21-300 в его текущей конфигурации,  а также установку дополнительного количества  комплектующих изделий и систем  в рамках программы по импортозамещению.  Подготовлены и направлены в ОАК предложения по внедрению разработанных систем на другие российские самолеты, находящиеся в эксплуатации, как для реализации  новых функциональных требований, так и в интересах выполнения программ по импортозамещению. Имеются предварительные соглашения и на установку данных систем на борт отечественных вертолетов и беспилотных летательных аппаратов.

Наша разработка позволяет минимизировать финансовые и временные затраты, уже есть готовая база, которую можно  и нужно использовать. Главная наша задача – обеспечить максимальную серийность выпуска продукции, специализацию серийных заводов для достижения высокого качества, приемлемой  цены и современной системы  логистической поддержки в течение жизненного цикла изделий. Нам нужно объединить усилия самолетчиков и вертолетчиков, чтобы за сравнительно небольшие средства и в короткие сроки провести сертификацию нашего оборудования, с его последующим внедрением на вновь разрабатываемые и модернизируемые воздушные суда. Мы постараемся объединить все потребности заказчиков и унифицировать наше оборудование по компонентам и по системам.

Впрочем, уникальные знания и опыт специалистов института оказался востребован и в другой сфере – космической. Мало кто знает, что все советские и российские космические аппараты – от легендарных «Востока» и станции «Мир» до широкого известных «Союза-ТМА» и станции МКС – были и остаются оснащены системами отображения информации, разработанными в НИИ АО, тогда как созданные его конструкторами тренажеры используются для подготовки покорителей космического пространства в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина. Не обошелся без приборов НИИ АО и отечественный «космический челнок» – многоразовый космический корабль «Буран», для которого была создана и успешно прошла испытания в ходе первого автоматического полета система отображения информации и органов управления «Вега».

В настоящее время доставка экипажей на околоземную орбиту осуществляется с помощью транспортных пилотируемых кораблей серии «Союз ТМА-М», на которых устанавливаются пульты космонавтов нового поколения «Нептун-МЭ», представляющие собой трехпроцессорную вычислительную систему, включающую два канала отображения информации на основе матричных ЖКИ, средства обмена с бортовыми системами корабля и органы ручного управления бортовым комплексом. Специалистами НИИ АО также разработаны и поставляются РКК «Энергия» им. С.П. Королева специализированные пульты управления и контроля для МКС, применяемые в составе модулей российского сегмента станции: интегрированные пульты контроля и управления ИнПУ служебного модуля «Звезда»; пульты обеспечения выхода космонавтов в открытый космос ПОВ-2 (установлены шлюзовых камерах МКС; пульты системы сигнализации ПСС (объединены в сеть в российском сегменте МКС и образуют распределенную систему сигнализации об аварийной ситуации на станции). Для грузового космического корабля «Прогресс М-М» и многофункционального лабораторного модуля МЛМ российского сегмента МКС институт поставляет блоки формирования телевизионного изображения БФИ-М.

Таким образом, за время своего существования Научно-исследовательский институт авиационного оборудования в составе АО «КРЭТ» стал одной из ведущих организаций авиационно-космической отрасли в области исследований и разработки комплексов бортового оборудования для гражданских самолетов, вертолетов беспилотных летательных аппаратов, пилотируемых космических аппаратов и тренажеров для подготовки космонавтов, а также средств обучения и тренировки экипажей авиалайнеров работе с современными цифровыми комплексами бортового оборудования.

НИИ АО нацелен на решение новых задач в авиационной и космической отраслях находясь на острие науки и двигаясь навстречу вызовам времени.


Вернуться к списку новостей