Новости и события

28 апреля 2016 г. состоялось заседание Совета по законодательному обеспечению ОПК и военно-технического сотрудничества

Заместитель Председателя Совета Федерации Юрий Леонидович Воробьев провел заседание Совета по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества при СФ на тему «Научно-технологические основы оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы».

Участники мероприятия обсудили проблемы и перспективы внедрения новейших научных разработок в реальные образцы техники и вооружений.

Юрий Леонидович Воробьев отметил, что опираясь на реальные возможности технической науки и оборонной промышленности, руководством страны поставлена задача к 2020 году увеличить долю новых образцов вооружения, военной и специальной техники до 70–80 процентов.

В мероприятии приняли участие представители Комитета СФ по обороне и безопасности, представители Военно-промышленной комиссии, оборонно-промышленного комплекса, Совета безопасности, Министерства промышленности и торговли, МИД, МВД, Министерства обороны, Министерства финансов, МЧС, ФСБ. Генеральной прокуратуры, Счетной палаты, других ведомств, Торгово-промышленной палаты, научного сообщества, эксперты.

С основным докладом выступил Председатель научно-технического Совета ВПК РФ – заместитель председателя коллегии ВПК РФ Михайлов Юрий Михайлович.

В настоящее время в России сформирована нормативно-правовая база, направленная на стимулирование развития научных технологий и инноваций в оборонно-промышленном комплексе. В 2015 году Советом Федерации одобрено 19 законов, призванных совершенствовать правовые отношения в сфере оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

Помимо этого СФ осуществляет мониторинг практики применения законодательства, регулирующего отношения, касающиеся разработки и производства вооружений, военной и специальной техники.

Генеральный директор – Генеральный конструктор АО «НИИАО» А.В. Воробьев также принял участие в заседании Совета.

По результатам заседания был сформулирован проект рекомендаций заседания Совета по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

 

Проект

РЕКОМЕНДАЦИИ заседания Совета по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему «Научно-технологические основы оборонно-промышленного комплекса: состояние, проблемы, перспективы»

Рассмотрев современное состояние, проблемы и перспективы научного и технологического обеспечения оборонно-промышленного комплекса России, участники заседания Совета по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет) отмечают, что в условиях фактического возврата стран Запада в отношениях с Российской Федерацией к политике ’’холодной войны”, сопровождающейся попытками политической изоляции России и применением экономических санкций, оборонно-промышленный комплекс нашей страны выступает важнейшим сегментом экономики, обеспечивающим государственный суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации.

Сегодня отечественный оборонно-промышленный комплекс выполняет значимую социальную функцию, связанную с наполнением бюджетов субъектов Российской Федерации, обеспечением занятости населения, содержанием объектов социальной инфраструктуры, формированием инновационного потенциала во многих сферах жизни и деятельности общества.

По мнению участников заседания Совета, сложившаяся система законодательного обеспечения деятельности оборонно-промышленного комплекса, имеющийся научно-технологический задел для модернизации существующего и разработки перспективного вооружения, военной и специальной техники, расширение полномочий органа, координирующего выполнение государственной программы вооружения, государственного оборонного заказа и других государственных и федеральных целевых программ, а также интегрированная система ресурсного обеспечения позволяют отечественному оборонно­промышленному комплексу оснащать силовые компоненты военной организации государства соответствующей номенклатурой и количеством современных и перспективных вооружений.

Вместе с тем, потенциал научно-технологической сферы оборонно-промышленного комплекса России в обеспечении достижения стоящих перед государством современных военно-политических целей и задач, реализуется не в полной мере. Такое положение обусловлено рядом причин. В первую очередь, это:

-          недостаточно гибкое и оперативное реагирование на современные экономические и внешнеполитические вызовы существующей системы законодательного и нормативного правового обеспечения деятельности оборонно-промышленного комплекса;

-         отсутствие опережающего научно-технического задела вследствие недостаточности постановки и финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований в интересах обороны и безопасности государства. Сложившаяся мировая практика затрат на фундаментальные, прикладные и опытно-конструкторские работы представляется соотношением 1:10:100, где 100 - объем опытно-конструкторских работ;

-         моральное и физическое старение технологий и производственного оборудования предприятий оборонно-промышленного комплекса в связи с преимущественным развитием предприятий на базе собственных ресурсов, ограниченных низкой рентабельностью производства военной продукции;

-         разрыв международных кооперативных связей целого ряда оборонных предприятий, отсутствие эффективной системы импортозамещения;

-         дисбаланс системы ресурсного обеспечения деятельности организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса, в части финансового, материально-технического и кадрового обеспечения; и другие.

В целях совершенствования и оптимизации процесса научного и технологического обеспечения оборонно-промышленного комплекса России участники заседания Совета рекомендуют:

  1. Федеральному Собранию Российской Федерации при корректировке показателей федерального бюджета в 2016 году предусмотреть необходимые бюджетные ассигнования на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в интересах оборонно-промышленного комплекса.
  2. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности совместно с Советом по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в течение 2016 года продолжить работу по выработке предложений по совершенствованию практики применения Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» в связи с внесением в него изменений, предусмотренных Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 159-ФЗ и о результатах работы проинформировать Совет Федерации в период осенней сессии 2016 года.
  3. Правительству Российской Федерации:

1)       разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации:

проект федерального закона, предусматривающего меры по стимулированию разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции, обеспечивающей

импортозамещение изделий и материалов для производства вооружения, военной и специальной техники;

проект федерального закона о целевой контрактной подготовке кадров для оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации;

2)            предусмотреть:

в проекте государственной программы вооружения на 2018-2025 годы - финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ не ниже уровня развитых стран;

в проекте стратегии научно-технологического развития России - отдельную главу, посвященную инновационному развитию оборонно-промышленного комплекса;

в Концепции применения механизмов государственно-частного партнерства в сфере оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации - внесение изменений с учетом принятия Федерального закона от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

3)       учитывать при разработке нормативных и правовых актов в области продукции военного назначения особенности функционирования ядерного оружейного комплекса в условиях действия Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний;

4)           подвести итоги выполнения Плана мероприятий по реализации «Стратегии создания в оборонно-промышленном комплексе системы многоуровневого непрерывного образования на период до 2015 года»;

5)       создать межведомственную рабочую группу по подготовке проекта методики реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» в связи с принятием Федерального закона от 29 июня 2015 года № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

6)      принять меры, направленные на:

неуклонное наращивание научно-технического и производственно-технологического потенциалов в интересах создания новейшего вооружения, военной и специальной техники;

развитие базовых и критических, промышленных и военных технологий как основы создания перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники;

централизацию и концентрацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ военного назначения на наиболее перспективных направлениях для предотвращения дублирования и нерационального распределения и использования финансовых ресурсов;

создание высококачественной, эффективной и конкурентоспособной на мировом рынке продукции военного назначения на основе широкой унификации и стандартизации образцов вооружения, военной и специальной техники.

  1. Коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации рассмотреть возможность практического применения математической модели исполнения государственного оборонного заказа в условиях экономических ограничений, разработанной Советом по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Институтом социально-экономических стратегий и технологий развития;
  2. Генеральной прокуратуре Российской Федерации продолжить надзорную деятельность за исполнением законодательства в сфере государственного оборонного заказа. О результатах проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации при представлении доклада о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.
  3. Счетной палате Российской Федерации включить в план работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведение мероприятия по контролю и оценке эффективности использования бюджетных средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в интересах обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.
  4. Российской академии наук:

1)                       повысить эффективность взаимодействия с Правительством Российской Федерации, Военно-промышленной комиссией Российской Федерации, генеральными конструкторами по созданию вооружения, военной и специальной техники в рамках подготовки проекта государственной программы вооружения на 2018-2025 годы в части уточнения прогноза развития науки и техники в интересах обороны и безопасности на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

2)                       принять участие в создании сети виртуальных лабораторий и институтов, объединяющих усилия представителей академической, отраслевой, гражданской и военной вузовской науки, для выполнения конкретных научно- исследовательских работ в интересах оборонно-промышленного комплекса.

  1. Государственным корпорациям, интегрированным структурам оборонно-промышленного комплекса:

1)            принять меры, направленные на выполнение государственного оборонного заказа, с учетом комплекса мероприятий по импортозамещению;

2)            привлекать и эффективно использовать средства на основе государственно-частного партнерства для финансирования «прорывных» областей научно-технических исследований и разработок;

3)            определить приоритетные направления деятельности по повышению качества и конкурентоспособности продукции военного назначения;

4)            обеспечить необходимые условия труда и отдыха сотрудников предприятий оборонно-промышленного комплекса;

5)            предусмотреть дополнительные меры социальной поддержки выпускников учебных заведений, направляемых на предприятия оборонно-промышленного комплекса.

 

Заместитель Председателя Совета Федерации

Федерального Собрания Российской Федерации,

председатель Совета                                                                                              Ю.Л. ВОРОБЬЕВ

 

Информацию о заседании Совета по законодательному обеспечению ОПК и военно-технического сотрудничества при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Вы можете найти на официальном сайте Совета Федерации: www.council.gov.ru.


Вернуться к списку новостей